Волшебная книга питания
Уважаемые родители, сегодня мы расскажем вам о том,
как в нашем детском саду применяется один
из
воспитательных приемов - дежурство детей по столовой
Дежурство детей в детском саду. Так ли оно необходимо
в наше время? Не лучше ли перейти к самообслуживанию в процессе организации
приема пищи? Если рассматривать завтрак, обед и полдник только как прием пищи,
то, возможно, дежурство действительно ни к чему. Но мы попытаемся убедить вас в
том, какую большую воспитательную ценность имеет эта «старомодная» форма
организации детского труда, как благотворно она влияет на развитие
эмоциональной сферы ребенка.
Итак, начнем с того, что это приятная обязанность, не
однообразная, не скучная и навязчивая, а приносящая ребенку удовлетворение,
чувство причастности к настоящему, полезному и, главное, благородному труду.
Ведь ребенок всегда стремится к созданию красивого. А нарядно накрытый стол,
как известно, не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению,
способствует добрым, чутким, внимательным взаимоотношениям, желанию проявлять
за столом аккуратность, соблюдать правила этикета. Да разве секрет, что на
красиво сервированном столе все блюда кажутся гораздо аппетитнее и вкуснее.
Благодаря дежурству у детей воспитываются ответственность,
трепетное отношение к посуде, хлебу, трудолюбие, старательность, активность,
самостоятельность.
Дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к
порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и
умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке - это,
как говорят в народе, «начало всех начал».
ДЕЖУРСТВО В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (3-4 года)
С учетом
возможностей детей младшего возраста, дежурство носит характер поручений,
которые им предлагает воспитатель. Перед дежурством дети моют руки, надевают
фартучки и колпачки. В этом возрасте дети раскладывают на столе ложки, ставят
салфетницы, хлебницы. Воспитатель рассказывает и показывает, куда и как надо
положить столовые приборы.
ДЕЖУРСТВО В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (4-5 лет)
С этого возраста воспитатель начинает обучать детей сервировке стола. Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. В уголке для дежурных помимо фартуков и головных уборов размещаются совки и щетки-сметки для уборки со столов, совки для мусора и половые щетки. Чтобы дети легче усвоили порядок действий, воспитатель читает вот такие стихи:
Мы дежурные сегодня. Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво все столы сервировать.
Будем руки чисто мыть. Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить. Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола — Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова». Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят. Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат. Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи. Не спеши, как класть, подумай,
А потом уж разложи. От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит. Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит. Ну, а слева от тарелки
Нужно вилку
положить.
ДЕЖУРСТВО
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (6-7 лет)
В этом
возрасте дети могут самостоятельно под присмотром воспитателя накрывают столы и
убирают с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят.
Характер труда дежурных детей в старшем возрасте иной. Это уже коллективный
труд, когда двое ребят договариваются о распределении обязанностей, работают
быстро, слаженно, рационально. Дети уже могут активно творить: например,
украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки
в салфетницах (скрутить их в трубочки или нарезать на треугольники, разложить в
ряд один на другой, затем свернуть в трубочку и вставить в салфетницу).